<<

стр. 9
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


50



АС - МС
25




200 • 400 Q(Tbic)
Рис. 8—1. Война цен в условиях дуополии
Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует
только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный про­
стейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б
производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс.
единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб.
Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50
тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им
вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая
война. Ценовая война — э т о цикл постепенного снижения суще­
ствующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олиго-
полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои преде­
лы. В рассмотренном примере (рис. 8—1) оно будет продолжаться
до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек.
А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В
установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет сни­
зить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой
же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая
прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой вой-
252 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

ны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем
примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для
потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время
бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще
приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия дру­
гих производителей.
Статический анализ взаимоотношения двух фирм
Модель Курно в условиях дуополии был предложен в 1838 г.
французским экономистом Антуаном Опостьеном Курно (1801—
1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и
Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного
спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновре­
менно, самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм
предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут
иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязан­
ными глазами"). При этом возможны различные варианты.




Рис. 8—2. Оптимизация объема производства фирмы А
в зависимости от объема производства фирмы Б
Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о
приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обес­
печивается выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью со­
впадает с кривой рыночного спроса D^O) (рис. 8—2). При выборе
максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит*
производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях
сравняются предельный доход MRj(O) и предельные издержки МС .
Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А
отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее
производство сократится до 40 (именно в этом случае MR,(40) = МС,).
Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А
уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит
производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое про­
изводство. Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск
рирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы по-
8.1 Олигополия 253

лучаем кривую реакции фирмы А — Q A (QJ' Аналогичный анализ
можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате
еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагиро­
вания этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно:
каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и при­
нимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет
стимула изменять свой объем производства.
0,1
120 К
Кривая реакции
фирмы Б Q b (QJ


Равновесие
Курно
Кривая реакции
фирмы A QA (QB)


О 20 40 60 120 Q,
Рис. 8—3. Равновесие Курно
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополис-
ты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменит­
ся, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно
намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая
идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4).
Равновесие Курно достигается, когда Qj = Q2 = 40, а суммарный
выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизи­
ровать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то
множество возможных решений этой задачи будет ложиться на
контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60.
Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем
производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30),
но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).
Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии —
модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга 1 .
В настоящее время все большее зна­
Олигополия с точки зрения чение для анализа олигополистичес-
теории игр. "Дилемма ких ситуаций получает теория игр.
заключенного" Теория игр — наука, исследующая
математическими методами поведение участников в в е р о я т н о с т ­
ных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой
теории являются игровые ситуации с заранее установленными

1
См.: Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая
теория М' Прогресс, 1975 Гл 8 5 С 266—280; Барр Р Политическая экономия.
В 2-х т. М„ 1994 Т 1. С. 529—535
254 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция

Q2
120
Кривая реакции
фирмы Б

Конкурентное
равновесие
60
Равновесие
Курно
40
30
Кривая реакции
Контрактная фирмы А
кривая
120 Q,
0 30 40 60
Рис. 8—4. Равновесие Курно, договорное равновесие
и конкурентное равновесие
правилами (типа игры в карты или в домино). В ходе игры возможны
различные совместные действия — коалиции игроков, конфликты и
т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией,
которая показывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих
игр многообразны. Наиболее простая разновидность — игры с двумя
участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно
образование коалиций, что усложняет анализ С точки зрения пла­
тежной суммы игры делятся на две группы — с нулевой и ненулевой
суммами Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими:
выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма
выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договореннос­
ти игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игро­
ков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).
Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой
суммой — модель Курно, а с ненулевой суммой — "дилемма за­
ключенного".
Рассмотрим последний случай (рис. 8—5). С поличным пойма­
ли двух воров, которым предъявлено обвинение в ряде краж. Пе­
ред каждым из них встает дилемма — признаваться ли в старых
(недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из
воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения
(1 год), а его нераскаявшийся товарищ — максимальный (10 лет).
Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое
снисхождение (по 6 лет заключения), если оба будут упорствовать,
то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года).
Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг
с другом. Перед нами — некооперативная (несогласованная) игра с
ненулевой (в данном случае отрицательной) суммой Характерной
чертой этой игры является невыгодность для обоих участников
руководствоваться своими частными (корыстными) интересами.
8.1. Олигополия 255

^N. 2-й заключен-
^N. ный
He признался
Признался
1-й зак- N.
люченный N.

Nv -6 \. -10
Признался

^ S N S ^ -1 ^\^
-6
\ -3
_1
^^N
Не признался

-10 ^"N^


Рис. 8—5. "Дилемма заключенного"
"Дилемма заключенного" наглядно показывает особенности оли-
гополистического ценообразования. Возьмем простейшую разновид­
ность олигополии, а именно дуополию. Допустим, одинаковый по
качеству кокаин производят два колумбийских наркокартеля —
Медельинский и Кали (рис. 8—6). Возникает проблема: какую на­
значить цену за товар? Если обе фирмы назначат одинаковые цены,
то их выручки тоже будут одинаковы: по 10 млн. долл у каждой
фирмы при цене 3 долл. за порцию кокаина и по 15 млн. долл. при
цене 5 долл. Однако, если один из наркокартелей назначит низкую

v. Наркокартель
^ч Кали
Назначает 5 долл.
Назначает 3 долл.
Медельине- s.
кий наркокартель ^ v .

^N^ 6 млн. долл.
^•ч. Ю МЛН ДОЛЛ.

Назначает 3 долл.

18 млн. долл. N.
10 МЛН. ДОЛЛ. ^ч.

N. 18 млн. долл. ^N. 15 млн долл.

Назначает 5 долл.

15 млн. долл. ^^s^
6 МЛН. ДОЛЛ. ^^ч


Рис. 8—6. Некооперативная игра на олигополистическом рынке
25G Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

цену, а другой — высокую, то их выручки будут сильно отличаться
друг от друга — 18 млн. и 6 млн. долл. В данном случае пассивная
политика высоких цен предпочтительнее, чем конкурентная поли­
тика низких цен.
В условиях высокой степени неопределенности
Ломаная кривая олигополисты ведут себя по-разному. Одни пы­
спроса таются игнорировать конкурентов и действовать,
как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие,
наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и вниматель­
но следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают
наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.
В реальной действительности могут одновременно встречаться
все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство
фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно прак­
тически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каж­
дое свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касаю­
щимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне само­
стоятельно. С другой стороны, при выработке стратегических реше­
ний фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с сопер­
никами. Задача экономической теории — изучить правила рацио­
нального выбора, привлекая аппарат теории игр. Каждый "игрок"
ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновремен­
но ограничить свободу выбора у конкурента. В поисках наиболее
"простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор,
договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.
Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило,
запрещается нормами антимонопольного законодательства.
Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, тре­
тий — в предельном случае — к чистой монополии. Он может быть
изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение
олигополистического ценообразования начинают с анализа лома­
ной кривой спроса.
Конкуренты не следую г
ja фирмой (в случае
повышения цен)




MR,

Q
Q » »MR, Q
Конкуренты следуют
j<i фирмой (в случае
а) б)
понижения цен)
Рис. 8—7. Ломаная кривая спроса
8 1. Олигополия 257
Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (I, II и III) фир­
мы. Рассмотрим реакцию фирм II и III на поведение фирмы I. Возмож­
ны две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В
случае, если фирма I повышает цены выше Р 0 (рис. 8—7а), ее спрос
изображается кривой D : выше линии Р а А Конкуренты (фирмы II и
III) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизмен­
ными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает
кривая D выше линии Р0А. При понижении фирмой I цены ниже Р 0
фирмы II и III будут следовать за ней, что показывает кривая D :
ниже линии Р„А. В результате возникает ломаная кривая спроса
D 2 AD,, высокоэластичная выше уровня текущей цены Р 0 и мало­
эластичная ниже нее (рис. 8—76). Кривая предельного дохода при
этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков —
MR2 выше точки В и MRj ниже точки С.
Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен
при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое по­
вышение цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой
таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут перема­
нить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены. Пониже­
ние цен в условиях олигополии также может не привести к желае­
мому росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же пони­
зив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер
не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К
тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.
Предложенная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен,
но не позволяет определить первоначальный уровень цен и меха­
низм их роста. Последнее легче объяснить сговором олигополистов.
Кап ль Стремление олигополистов к кооперативному поведению
способствует образованию картелей. Картель — это объ­
единение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объ­
емов продукции так, как если бы они слились в чистую монопо­
лию. Образование картеля требует выработки совместной страте­
гии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для
каждого участника и создания механизма контроля за выполнени­
ем принятых решений. Установление единых монопольных цен по­
вышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем
обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого
участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, прода­
вать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превыше­
нием низких картельных квот. Если подобного рода оппортунисти­
ческое поведение станет всеобщим, то картель развалится.
Картель — классический пример кооперативной игры с п участ­
никами, где п может быть равно 2, 3 и т д Обязательное условие
картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участ­
ник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при
объединении против него всех других олигополистов Часто кар­
тельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда
("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи" тем,
кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль урав­
нивающих платежей.
258 Глава 8 Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайде­
ров в к о н т р к а р т е л ь . Е с л и с у м м а р н ы й доход у ч а с т н и к о в о т р а с л и
п о с т о я н е н и р а в н я е т с я м а к с и м а л ь н о й в е л и ч и н е , то п е р е д н а м и —
и г р а д в у х у ч а с т н и к о в ( к о а л и ц и й ) с н у л е в о й суммой, ч а с т н ы м с л у ­
ч а е м к о т о р о й я в л я е т с я м о д е л ь д у о п о л и и по Курно.




О Q„ Q
Рис. 8—8. Максимизация прибыли при тайном сговоре
Т е о р и я игр на е е с о в р е м е н н о м у р о в н е недостаточно у ч и т ы в а е т
и н с т и т у ц и о н а л ь н ы е а с п е к т ы цроцесса в о з н и к н о в е н и я , р а с ц в е т а и
у п а д к а к а р т е л ь н ы х союзов. В н а с т о я щ е е в р е м я я в н ы е с о г л а ш е н и я
к а р т е л ь н о г о типа в с т р е ч а ю т с я редко. Г о р а з д о ч а щ е м о ж н о н а б л ю ­
д а т ь н е я в н ы е ( с к р ы т ы е ) с о г л а ш е н и я , т а й н ы й сговор.
Т а й н ы й сговор — это негласное соглашение о ценах, разделе­
нии рынков и других способах ограничения конкуренции, кото­
рые преследуются законом.
Если между участниками сговора (всеми продавцами соответ­
ствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигопо­
лия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса слива­
ются в одну. Объем продаж определяется точкой В, где MR = МС.
Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А (рис. 8—8), позво­
ляет определить монопольную цену Р 0 и экономическую прибыль
(площадь P 0 ACN).
Однако тайный сговор не может быть прочным длительное
время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают
в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.
Чем больше число участников, тем труднее им договориться между
собой. (В "Золотом теленке" И. Ильфа и Е. Петрова описана именно
такая ситуация, когда "Сухаревская конвенция" жуликов была по­
дорвана действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные
участки других членов соглашения о разделе Союза.) По мере раз­
вития производства и насыщения рынка все сильнее сказываются
различия в спросе и в издержках производства участников сговора.
Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают
259
8.1. Олигополия
зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным
путем. К объективной дифференциации производителей добавля­
ется субъективный фактор — мошенничество, которое становится
заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные про­
дажи на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе
знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить
за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, ста­
новится также антитрестовское законодательство.
Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не офор­
мленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность
(типа лидерства в ценах). Так, в 80-е гг., по оценкам экономистов,
лидерство в ценах наблюдалась в таких отраслях экономики США,
как выплавка стали, производство бензина, автомобилей, минераль­
ных удобрений и др. Обычно движение цен происходит при этом
ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая тех­
нически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других
производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоя­
щем повышении цен Принимая решение, лидер стремится сделать
его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой
модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.
Ценообразование Олигополистическое ценообразование часто осу-
^ ществляется по принципу издержки плюс .
по принципу ,, Сначала рассчитывается средний уровень и з ­
"издержки плюс держек. При их планировании обязательно
предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%),
чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры.
Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные из­
держки. К их средней величине прибавляется определенный про­
цент, который включает средние постоянные издержки и нормаль­
ную прибыль (рис. 8—9).
Цена(Р)


Средние переменные Процентная надбавка
издержки (AVC) (к х AVC)


Средние Нормальная
постоянные прибыль (я)
издержки (AFC)
Рис. 8—9. Формирование олигополистической цены
по методу "издержки плюс"
Р = AVC(1+ k) = AVC + к х AVC = AVC + AFC + п, (8.1)
где к — принятый процент надбавки.
Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спро­
са на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент
надбавки.
260 Глава 8 Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция
8.2. Другие формы
несовершенной конкуренции
Формы несовершенной конкуренции многооб­
Ценовая разны. Наихудшим для потребителя случаем
дискриминация является монополия, практикующая ценовую
дискриминацию Ценовая дискриминация состоит в том, что
одинаковые товары фирма продает различным покупателям по
разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это
происходит при следующих предпосылках.
1) если продавец обладает достаточно высокой степенью моно­
польной власти, обеспечивающей ему контроль над производством
и ценами;
2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей
на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса
по цене;
3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем пере­
продать его дороже.
Цены могут различаться в зависимости от:
— качества товара или услуги;
— объема потребления (скидки оптовым покупателям);
— дохода покупателя, если он известен продавцу;
— времени покупки (дневное или ночное время, будни или
выходные, разгар или конец сезона и т. д.).




Рис. 8—10. Пример ценовой дискриминации
Таким образом, на один и тот же товар существует множество
цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.
На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискримина­
цию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы та­
кого поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в ки­
нотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для
фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студен­
тов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые
8.2. Другие формы несовершенной конкуренции 261
авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дис­
криминацию, присваивают часть потребительского излишка.
*\
MCi ?\ i v l
Р,
е
к


. -Jll^ А /
с
MR4
ш^У^


О Количество QH Q
Рис. 8—11. Модель совершенной ценовой дискриминации
Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие
группы — российских граждан и иностранцев; российские гражда­
не делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким
образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, сту­
денты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается
своя особая цена. Допустим (рис. 8—10), дети платят Р студенты —
Pj, взрослые — Р , а иностранцы — Р . Таким образом, фирма, ис­
пользуя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть
потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая
цены выше равновесного уровня Р . В предельном случае дискрими­
нирующая фирма стремится полностью "проглотить" потребительский
излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все
пространство фигуры РЕАЕ. Этот крайний случай представлен в мо­
дели совершенной ценовой дискриминации (рис. 8—11).
Так как цена и предельный доход равны для любой единицы
продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спро­
са. Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не
только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополни­
тельную прибыль Р АР . Это наблюдается в деятельности хорошо
J г
мон. max ^ u*

знайщих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем
в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.
Монопсония Наряду с монополией со стороны производителей
(монополией в собственном смысле слова) встреча­
ется монополия со стороны покупателя — монопсония. Покупа-
тель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать
товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для
военной промышленности, продукцию которой закупает исключи­
тельно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим
вооружениям). Однако государство далеко не всегда использует это
свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество
реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе
262 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

Р




QM< QE Q
Рис. 8—12. Модель монопсонии
предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции на­
вязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.
Равновесие фирмы-монопсониста, максимизирующее ее при­
быль, достигается при универсальном условии равенства предель­
ного дохода предельным издержкам (MR = МС). Если наклон кри­
вой предложения положителен, то кривая предельных издержек
проходит выше нее (рис. 8—12). Тогда фирма-монопсонист, исполь­
зуя свою власть, сократит объем закупок с равновесного уровня QE
до QM, что вызовет понижение цены с Р Е до Р м . Таким образом,
затраты монопсониста на покупку продукции (как правило, это про­
изводственные ресурсы) будут ниже, чем в условиях совершенной
конкуренции.
М

1000


700




300



0 X. Хь Q
Рис. 8—13. Карта кривых безразличия покупателя-монопсониста
8.2. Другие формы несовершенной конкуренции 263

Д В У С Т О Р О Н Н Я Я МОНОПОЛИЯ
— э т о рыночная струк-
HBVCTODOHHHH
т
УРа> когда монополисту противостоит
монополия моноп-
сонист (единственный продавец сталкивается с
единственным покупателем) Это наблюдается, в частности, когда
фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по
поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве при­
мера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с
национальной авиационной компанией.
Чтобы рассмотреть модель двусторонней монополии, используем
карту кривых безразличия. Допустим, что один из монополистов —
продавец товаров (ресурсов), а другой — покупатель (владелец денег).
Отложим на оси абсцисс количество товаров, а на оси ординат —
сумму денег, предназначенных для их оплаты (рис. 8—13). Кривые
безразличия в данном случае будут тождественны кривым посто­
янной прибыльности.
Продавец
600 500 400 300 200 100
1000,


Т . Кривая 200
800
Л
(-. Ч / сделок
—ъ**˜у*:
01 X
V. 0J
0)
ч
ч О)
ев Я 600 400
—^ь<
К
а з*
8
3$
>, я
С) ч
Л
К
—˜˜˜˜о
400 600
^>о4 ^^с 4


-Ts
f
Т
200 800


s2 ^
s3
зД —с' 1000
0 100 200 300 400 500 600
Покупатель Фиксированные мощности
(Количество фактора X)
Рис. 8—14. Двусторонняя монополия
Аналогично построил* карты кривых безразличия (постоянной
прибыльности) для продавца. Наложим эти карты зеркально друг к
другу, чтобы система координат покупателя начиналась в левом
нижнем углу, а продавца — в правом верхнем (рис. 8—14). В ре­
зультате мы получаем "коробку Эджуорта".
Каждый участник торга заинтересован в переходе с кривой
безразличия низшего на кривую высшего порядка. Покупатель хо-
264 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
чет двигаться вправо вверх, т.е. от кривой С : (от customer — поку­
патель) к кривым С2, С3, С4 и т. д. Напротив, продавцу желательно
сдвигаться влево вниз, т.е. от кривой Sj (от supplier — продавец) к
кривым S2, S3, S4 и т. д. Точка Т представляет ситуацию, макси­
мально благоприятную для продавца и минимально приемлемую
для покупателя. В точке Т 2 положение покупателя улучшится, а
продавца ухудшится. Наконец, в точке Т4 возникнет ситуация, мак­
симально благоприятная для покупателя и минимально приемле­
мая для продавца.
Областью допустимых решений станет заштрихованная фигу­
ра, ограниченная кривыми Сг и S r Однако оптимальные решения
будут находиться на кривой сделок ТТ' (от transaction — сделка),
объединяющей точки Tj, T2, Т3, Т4 и т. д., которые являются точка­
ми касания кривых С и S. Любой сдвиг вдоль кривой сделок ТТ'
означает выигрыш одной стороны и ущерб другой. Поэтому про­
блема двусторонней монополии не имеет однозначного решения. На
практике побеждает сильнейший.

8.3. Антимонопольное законодательство
и регулирование
Пос
? ° л № У чистые монополии встречаются
Монополия: доводы
«г.о» ., «™«.™.» крайне редко, то в обыденном сознании и в
«Set П. ПРОТИВ
печати закрепилось отождествление монопо­
лии с крупной олигополистической фирмой. Имеются в виду круп­
ные компании, имеющие высокую долю продаж на отраслевом рынке,
значительные размеры финансовых активов и прибылей. Хотя аб­
солютные и относительные показатели совпадают далеко не всегда,
совершенно очевидно, что оки взаимосвязаны, и обыденное созна­
ние фиксирует эту связь.
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие на­
учно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных
фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся
технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателя­
ми, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное про­
изводство позволяет лучше использовать эффект масштаба и ши­
роко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструк­
торские разработки -(НИОКР). Все это при прочих равных снижает
себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мыш­
ления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразити­
ровать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и
застою", сильно устарели. Современная монополия существует в
условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит
угрозу конкуренции — внутриотраслевой или межотраслевой, на­
циональной или иностранной, реальной или потенциальной.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против
монополий. Конечно, монополисту "легче жить", чем производителю
в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над це-
8.3 Антимонопольное законодательство и регулирование 265
нами таит опасность пойти по "легкому пути", поскольку всегда со­
храняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фир­
мах избегают слишком частых и глубоких модификаций производи­
мой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и
внедряются только в комплексе. "Большой бизнес" неизбежно имеет
тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.
Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то у моно­
полии, как правило, Р > МС. Отсюда, по мнению большинства эко­
номистов, неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность
монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социаль­
но-политическими конфликтами.
Антимонопольное Антимонопольное законодательство — зако-
законодательство нодателъство, направленное против накоп­
ления фирмами опасной для общества моно­
польной власти. Антимонопольное законодательство может пони­
маться в узком и широком смысле слова. В первом случае оно на­
правлено против чистых монополий и крупных олигополии, обла­
дающих избыточной монопольной властью, а также на предотвра­
щение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы
делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законо­
дательства направлена против всех форм накопления монопольной
власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монополь­
ного поведения.
Классическим примером антимонопольного законодательства яв­
ляется антитрестовское законодательство США. Первым актом стал
знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основ­
ном против монополизации торговли и коммерческой деятельности.
Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.),
направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял
вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рас­
сматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания
предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заклю­
чение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особен­
ность закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существую­
щими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных оп­
ределений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоян­
ного органа и профилактических антимонопольных мер.
Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г.,
когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торго­
вой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись ос­
новные понятия антитрестовского законодательства, но и расширя­
лось понятие антимонопольной деятельности В частности, особое
внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия моно­
полистов, а также монопольной власти как таковой. На правитель­
ственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль
за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам
расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем
антитрестовское законодательство США все в большей степени
переходило от узкой к широкой трактовке монополистического пове-
266 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

дения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав
потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации);
закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимо­
действие монополистов в сфере материальных активов. Совершен­
ствование антитрестовского законодательства продолжалось и позд­
нее. Например, в первой половине 80-х гг. американское прави­
тельство приняло инструктивные документы, которые установили
нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Хер-
финдаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то
рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800
— высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фак­
тически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была
низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образо­
ванию конгломератов.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние на
развитие антимонопольного законодательства других стран, в том
числе и современной России.
В целом ряде отраслей избежать обра-
гегулирование ^ зования монополий невозможно. Нель-
естественных монополии з я иметь в квартире два газопровода
от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопереда­
чи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинст­
ве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит
естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по
отношению к ним прямое или косвенное регулирование.
Р




Рис. 8—15. Регулируемая естественная монополия
В 30—40-е гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен
в условиях естественной монополии1. При совершенной конкуренции
Р = МС; такая цена (Рь) оптимальна с точки зрения общества, так как
1
Подробнее см • Коуз Р. Спор о предельных издержках / / В кн.- Коуз Р. Фирма,
рынок и право. С 70—86.
8 3 Антимонопольное законодательство и регулирование 267
обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 8—
15) Однако при такой цене у ряда производителей производство мо­
жет оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей раз­
личны издержки, то и цены тоже были бы разными. В этих условиях
потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который
может завышать цену под самыми различными (реальными или на­
думанными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стре­
мится умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавлива­
ет равную для всех цену на уровне средних издержек (Ра).
Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляе­
мых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребите­
ли получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируе­
мой естественной монополии (Q > Qc). Цену, устанавливаемую на
уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей
справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в
США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по тор­
говле между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их
деятельность давно служит излюбленным объектом критики для
представителей классического либерализма. Организация комиссий,
направленных против монополий, таит в себе элементы монополиз­
ма. Ответственными работниками этих комиссий становятся пред­
ставители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся кон­
тролировать самих себя на самых выгодных условиях. Часто круп­
ные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного
регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем
самым надежную защиту от конкурентов и потребителей Подобное
"регулирование" саркастически называют "легальным картелем",
который защищен государственной властью. Политика дерегулиро­
вания 70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких "ле­
гальных картелей" и снижению потребительских цен

Вопросы для повторения
1 Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В
каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным,
а в каких нет? Когда соглашение эффективно?
2. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в
олигополистических отраслях экономики 7 Получают ли в этом слу­
чае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источни­
ки такой прибыли?
3. Какие олигополистические структуры являются устойчивы­
ми, а какие нет? Каковц критерии и условия стабильности равно­
весия в условиях олигополии?
4. Каким образом можно оценить эффективность олигополии и
степень олигополистической зависимости на рынке? Всегда ли из­
держки олигополии превышают выгоды от нее?
5. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?
Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дис­
криминации в условиях олигополии 7
268 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

6. Каким образом формируются потребительский излишек и
прибыль фирмы в результате процесса ценообразования в услови­
ях олигополии?
7. Каким образом можно оценить эффективность рыночного
обмена в условиях олигополистической взаимозависимости?
8. В каких случаях объем производства в отрасли будет выше.
в условиях равновесия Курно, равновесия Бертрана или равнове­
сия Штакельберга?
9. Возможно ли равновесие Курно (Бертрана, Штакельберга)
для фирм, выпускающих дифференцированную продукцию (напри­
мер, разные виды ручных часов) 7
Какие условия при этом должны выполняться?
10. Совместима ли экономическая эффективность с рыночной
ситуацией равновесия Курно, равновесия Бертрана и равновесия
Штакельберга?
11. Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации?
Любая ли рыночная структура может привести к ценовой дискри­
минации?
12. Какие меры государственной политики применяются для
регулирования олигополистического рынка? Всегда ли такое регу­
лирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного
благосостояния?
13. Каковы критерии оценки эффективности государственного
регулирования структуры рынка?
14. Какие меры государственного регулирования следует (или
не следует) применять в условиях равновесия Курно? равновесия
Бертрана? равновесия Штакельберга?
15. В каких отраслях возможны дуопсония и монопсония? Сле­
дует ли государству регулировать подобные рыночные структуры?
Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

Примеры решения задач
I. Верно ли следующее утверждение?
1.1. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке
всегда приводит к тому, что одна фирма становится господству­
ющей, подавляя интересы других.
Да Нет
1.2. Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены
совершенно конкурентного рынка.
Да Нет

Ответы
I I . Нет. Это утверждение неверно, так как существуют рыноч­
ные ситуации, когда олигополисты делят рынок поровну между собой
Примером такого раздела рынка может служить дуополия Курно.
Примеры решения задач 269
1.2. Да. Это утверждение верно. Равновесие Бертрана предпола­
гает, что фирмы конкурируют, снижая цену на свою продукцию при
заданном выпуске. Снижение цены будет происходить до тех пор,
пока она не окажется равной предельным издержкам. Цена, равная
предельным издержкам, и есть цена совершенно конкурентного рынка.
2. Выберите правильный ответ
2.1. Отличие ценообразования в условиях совершенной конку­
ренции от ценообразования в условиях несовершенной конкурен­
ции заключается в том, что:
а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена
приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях
несовершенной конкуренции она может "диктовать" свою цену;
б) в условиях совершенной конкуренции фирма распростра­
няет свое влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несо­
вершенной конкуренции;
в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет
ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкурен­
ции — неценовую дискриминацию;
г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет сти­
мулов назначать цену выше предельных издержек.
2.2. Нарушение какого из следующих условий не ведет к под­
рыву картельного соглашения:
а) однородность продукции;
б) одинаковое распределение рыночной власти между участ­
никами;
в) положительная экономическая прибыль в отрасли;
г) отсутствие технологических усовершенствований в отрасли,
резко снижающих издержки производства?
Ответы
2.1. Правильным ответом будет ответ а, поскольку, по опреде­
лению совершенной и несовершенной конкуренции, различия меж­
ду ними в области ценообразования сводятся к способности фирмы
влиять на рыночную цену. В остальных ответах не отражены ха­
рактерные признаки ни одной из форм конкуренции.
2.2. Правильным ответом будет е. Отсутствие всех других трех
условий дает конкурентное преимущество какой-либо фирме, вхо­
дящей в картель, что снижает ее стремление придерживаться к а р ­
тельного соглашения.
3. Задачи
3.1. Исследование рынка спичек, находящегося в условиях ду­
ополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы —
производителя спичек имеют следующий вид:
Yt = 100 — 2Y2,
Y2 = 100 — 2Y,,
где Y и Y2 характеризуют объемы производства соответственно
270 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графи­
чески и вычислите пропорции раздела рынка между ними.
3.2. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера.
Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и
равны 298 руб.
Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
Цена, руб. за ед. 1500 1200 900 600 300
Объем спроса, тыс. шт. 300 600 900 1200 1500
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну,
какова будет равновесная цена и какое количество продукции про­
изведет каждая фирма?
Ответы
3.1. Функции реагирования показывают, каким образом меня­
ется поведение одной фирмы (объем ее выпуска) в зависимости от
поведения другой фирмы. Поэтому график функций реагирования
данных двух фирм будет выглядеть следующим образом:

100
функция реагирования
второй фирмы


50
функция реагирования
первой фирмы


и
50 100 Y,
Точка пересечения двух функций реагирования (точка А) оз­
начает совпадение реального поведения двух фирм с их ожидае­
мым поведением со стороны другой фирмы, т. е. точку равновесия в
условиях дуополии. Следовательно, объемы производства двух фирм,
возникающие при разделе рынка, можно вычислить, решая совмест­
но систему двух уравнений:
Y, = 100 — 2Y2,
Y2 = 100 — 2Y,,
откуда находим Y, = З3'/ 3 ,
Y2 = ЗЗ'/з,
таким образом, фирмы поровну делят рынок, причем на долю каж­
дой приходится З 3 ' / 3 единицы выпуска.
3.2. Для картеля в целом верно условие максимизации прибы­
ли: MR = МС.
Тесты 271
Спрос в отрасли определяется по формуле (исходя из табли­
цы) Р = 1800 - Q. Тогда MR = 1800 - 2 Q =298. Откуда Q = 751. Так
как фирмы делят рынок поровну, то qi = Q/3 = 751/3 = 250 тыс.
шт., а цена Р = 1049 руб.

Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. В условиях совершенной конкуренции фирмы не получают
экономической прибыли в долгосрочной перспективе.
Да Нетп
1.2. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на
продукцию фирмы неэластична.
Да Нет
1.3. Ценовая дискриминация характеризуется тем, что на рын­
ке отсутствует свобода входа и выхода.
Да Нет
1.4. Кривая спроса монополиста более эластична, чем кривая
спроса конкурентной фирмы.
Да Нет
1.5. Монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке
действует один покупатель.
Да Нет
1.6. Монополистическая конкуренция не препятствует входу
на рынок и выходу с рынка новых фирм.
Да Нет
1.7. Если для олигополиста цена оказывается меньше средних
издержек, ему следует уйти из отрасли.
Да Нет
1.8. Критерий Калдора—Хикса позволяет оценивать э ф ф е к ­
тивность функционирования как отдельных рынков, так и рыноч­
ной системы в целом.
Да Нет
1.9. Модель совершенной конкуренции изучается так подробно
экономистами, поскольку большинство реальных рынков функцио­
нирует в соответствии с принципами данной модели.
Да Нет
1.10. Рост постоянных издержек монополиста не изменяет уро­
вень производства, соответствующий максимуму прибыли.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Если производство в отрасли распределено между несколь­
кими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка
называется:
272 Глава 8 Типы рыночных структур' несовершенная конкуренция
а) совершенной конкуренцией;. в) олигополией;
б) монополистической конкуренцией; г) монополией.
2.2. Что из нижеперечисленного не характерно для совершен­
ной конкуренции:
а) кривая спроса фирмы горизонтальна;
б) кривая спроса фирмы является также кривой ее среднего
дохода;
в) кривая спроса фирмы является также кривой ее предельно­
го дохода;
г) кривая спроса фирмы абсолютно неэластична?
2.3. Что из нижеперечисленного является признаком только
монопольного рынка:
а) один продавец или один покупатель;
б) дифференциация продуктов;
в) большие постоянные издержки;
г) цена равна предельным издержкам?
2.4. Если фирмы, действующие на рынке, не получают эконо­
мической прибыли в долгосрочном периоде, то такая рыночная струк­
тура называется:
а) монополией; в) олигополией;
б) совершенной конкуренцией; г) монопсонией
2.5. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:
а) монополии; в) монополистической
б) совершенной конкуренции; конкуренции;
г) верны ответы б и в
2.6. Рост средних издержек монополиста ведет к:
а) росту цены на ту же величину;
б) росту цены только в том случае, если предельные издержки
тоже возрастают;
в) уменьшению цены, так как монополист вынужден прода­
вать больше, чтобы покрыть возрастающие издержки;
г) росту цены, только если эластичность спроса больше единицы.
2.7. Рисунок изображает равновесие фирмы в некоторой от­
расли экономики:
,МС

А
X


УУУ :
Я
Я*

IP
а
»
S

Объем производства
фирмы
D — спрос фирмы при цене Р;
АС — средние издержки фирмы;
МС — предельные издержки фирмы.
Тесты 273
Что можно сказать о фирме'
а) это конкурентная фирма, которая находится в состоянии
долгосрочного равновесия,
б) это конкурентная фирма, которая находится в состоянии
краткосрочного равновесия;
в) это монопольная фирма, которая находится в состоянии дол­
госрочного равновесия;
г) это монопольная фирма, которая находится в состоянии крат­
косрочного равновесия?
2 8. Что из перечисленного можно объяснить наличием моно­
польной власти:
а) относительно высокие цены "кадиллаков" по сравнению с
"тойотами";
б) высокие цены мороженого на чемпионате мира по фигурно­
му катанию,
в) относительно высокие цены на авиабилеты, если трасса об­
служивается одной авиакомпанией;
г) верны ответы б и в ?
2.9. Во многих университетах США плата за обучение для ино­
городних студентов выше, чем для тех, кто проживает в данной
местности Такое положение служит примером:
а) монополии в высшем образовании США;
б) отсутствия контроля правительства над высшим образова­
нием США;
в) ценовой дискриминации в высшем образовании США;
г) неэффективного распределения ресурсов между высшим и
средним образованием в США.
2.10. С точки зрения общественного благосостояния (оценивае­
мого согласно критерию Калдора—Хикса) монополист, максимизи­
рующий прибыль, достигает
а) производственной эффективности в противоположность э ф ­
фективности распределения ресурсов;
б) эффективности распределения ресурсов в противополож­
ность производственной эффективности,
в) как производственной эффективности, так и эффективнос­
ти распределения ресурсов;
г) не достигает ни производственной эффективности, ни э ф ­
фективности распределения ресурсов.
3. Задачи (цена ответа 8 баллов)
3.1. В отрасли действует 10 фирм. Предельные издержки к а ж ­
дой фирмы описываются формулой
МС = 100 - 30Q + Q2.
Спрос на продукцию отрасли равен
Р = 100 - Q,
где Q — объем производства отрасли, тыс. шт.;
Р — цена единицы товара, руб
274 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция
Каков должен быть объем производства каждой фирмы, что­
бы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии
равновесия?
3.2. IBM является монополистом на рынке США в производст­
ве персональных компьютеров пятого поколения. Внутренний спрос
на компьютеры такого рода описывается уравнением
Pd = 10ft - Q d / 2,
где Pd — цена одного компьютера, тыс. долл.;
Qd — количество продаваемых на внутреннем рынке компью­
теров, млн. шт. в год.
Кроме того, IBM продает компьютеры На мировом рынке, где
цена не зависит от количества продаваемых компьютеров и состав­
ляет 20 тыс. долл. за штуку. Предельные издержки производства
компьютеров равны МС = 10 + Q/10, где Q — объем производства
как на внутреннем, так и на мировом рынке. Каким образом IBM
должна распределить производство между внутренним и мировым
рынками, чтобы получить максимальную совокупную прибыль?
3.3. Художник заключает договор с художественным салоном о
продаже своих картин. Спрос на картины составляет
Р = 100 - 2Q,
где Р — цена, тыс. руб.;
Q — количество, шт.
Предельные издержки продажи одной картины равны 48 тыс
руб. В соответствии с договором художник получает 20% общей
выручки.
1) Какую цену установит художественный салон? Какое коли­
чество картин будет продано?
2) Согласится ли художник с данной ценой? Какую цену на­
значил бы художник, учитывая, что издержки по продаже несет
только магазин?
3) Выгодна ли эта сделка с точки зрения общества? Почему?
3.4. На конкурентном рынке бензина в США можно было еже­
годно продать 100 миллиардов галлонов бензина по цене 1 доллар
за галлон. Когда мировая цена бензина упала до 0,5 доллара, пра­
вительство США установило квоту на импорт бензина в размере 20
миллиардов галлонов в год. Каков был ежегодный дефицит бензина
в США, если эластичности спроса и предложения соответственно
равны 0,5 и 0,4?
3.5 На какое минимальное количество равных по размеру фирм
может быть разделена отрасль, чтобы в соответствии с правилами
использования индекса Херфиндаля—Хиршмана эта отрасль не счи­
талась в США высококонцентрированной?

Вариант Б
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Цена в равновесии Штакельберга равна предельным из­
держкам.
Да Нет
Тесты 275
1 2. Цена в равновесии Штакельберга определяется фирмой-
лидером.
Да Нет
1.3. В равновесии Курно фирмы всегда делят рынок пополам.
Да Нет
1.4 Теория игр не применима к анализу дуополии.
Да Нет
1.5. Теория игр не применима к анализу картельных соглашений.
Да Нет
1.6. Агрессивное ценовое поведение фирмы на рынке харак­
терно для равновесия Бертрана.
Да Нет
1.7. Монопсония — это типичная ситуация на рынке труда,
когда в отрасли действует сильный профсоюз.
Да Нет
1 8. В условиях дуопсонии картельные соглашения не являют­
ся невозможными.
Да Нет
1.9. Антитрестовское законодательство может улучшить эко­
номическую ситуацию в стране.
Да Нет
1.10. Государственное регулирование не всегда соответствует
критерию эффективности Калдора—Хикса.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Предельные издержки фирм, действующих на свободно
конкурентном рынке, постоянны. Государство вводит налог в р а з ­
мере 10% предельных издержек на единицу продукции. Что про­
изойдет с ценой равновесия в долгосрочной перспективе:
а) цена возрастет на 10%;
б) цена упадет на 10%;
в) цена возрастет меньше, чем на 10%;
г) цена не изменится 9
2.2. Если преступная организация типа мафии эффективно
монополизирует преступную деятельность, что произойдет с дохо­
дом от отдельного преступления.
а) доход возрастет,
б) доход снизится;
в) доход на изменится;
г) ничего определенного сказать нельзя?
2.3. Каждый раз, когда вы отправлялись поужинать в ваш
любимый ресторан, вам приходилось ждать своей очереди около
Ча
са. На этой неделе владелец ресторана увеличил плату за ужин,
так что вам пришлось ждать только пять минут. Каким образом
276 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
изменилось ваше благосостояние и благосостояние владельца рес­
торана в результате такой меры:
а) ваше благосостояние выросло, а владельца ресторана упало;
б) ваше благосостояние упало, а владельца ресторана вы­
росло;
в) благосостояние и ваше, и владельца снизилось;
г) ваше благосостояние увеличилось, об изменении благосо­
стояния владельца с уверенностью судить невозможно?
2.4. Если предельные издержки в отрасли постоянны в долгос­
рочной перспективе, а функция спроса линейна, то объем произ­
водства монополиста будет:
а) больше, чем объем производства, который существовал бы в
отрасли в условиях свободной конкуренции;
б) равен объему производства, который существовал бы в от­
расли в условиях свободной конкуренции;
в) равен ровно половине того объема производства, который
существовал бы в условиях свободной конкуренции;
г) составляет ровно одну треть объема производства, который
существовал бы в условиях свободной конкуренции?
2.5. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, дей­
ствующих в условиях дуополии:

Фирма А
Возможная цена
12 10
я
си
К
Фирма Б |




Доминирующей стратегией фирмы Б будет:
а) назначить цену 12;
б) назначить цену 10;
в) следовать поведению фирмы А;
г) назначить цену, отличную от цены фирмы А.
2.6. Для той же матрицы доминирующей стратегией двух фирм
будет:
а) обе фирмы назначат цену 12;
б) обе фирмы назначат цену 10;
в) фирма А назначает цену 12, а фирма Б — 10;
г) фирма А назначает цену 10-, а фирма Б — 12.
2.7. Что из следующего является примером равновесия Курно:
а) "дилемма заключенного";
б) картель;
277
Тесты
е) рынок труда,
г) монополистическая конкуренция?
2.8. В отрасли действуют три крупные фирмы и 10 маленьких.
Крупные фирмы получают экономическую прибыль, а маленькие —
только обычную. Каковы источники экономической прибыли круп­
ных фирм:
а) ограбление маленьких фирм;
б) ограбление потребителей;
в) экономия на масштабах производства;
г) завышение цен 7
2 9. Принцип "издержки плюс" описывается формулой:
а) AVC + AFC; в) AVC(1 + k);
б) AFC(1 + к); г) AFC + AVC(1 + к)?
2.10. "Дилемма заключенного" — это игра, в которую играют:
а) два заключенных друг с другом;
б) заключенные одной камеры с тюремным надзирателем;
в) заключенный со следователем;
г) все люди на работе.
3. Задачи (цена ответа 8 баллов)
3.1. Торговая компания "Сатурн" продает футболки на Р и ж ­
ском и Черемушкинском рынках. Эластичности спроса соответст­
венно равны 5 и 8. Торговой компании удается успешно разделить
эти рынки и препятствовать перепродаже купленных на другом
рынке футболок Какую цену должна назначить компания на ф у т ­
болки, продающиеся на Рижском рынке, если цена футболки на
Черемушкинском рынке равна 10 руб.?
3 2. Известны данные по добыче меди в ряде стран мира:
Ежегодная добыча, Предельные издержки,
Страна
тыс т долл. за фунт
724,4 0,88
Канада
1356,4 0,58
Чили
397,2 0,79
Перу
США 1007,3 0,68
363,0 0,54
Замбия
560 0,49
Заир
Постройте кривую предложения меди на мировом рынке.
3.3. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки ко­
торых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен:
Р = 100 — Q,
где Р — цена (в руб. за шт.);
Q — объем спроса (тыс. шт.).
а) Каким образом фирмы поделят рынок между собой в усло­
виях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия?
б) Если фирмы объединятся в картель, какое количество това­
ров они выпустят и по какой цене продадут?
278 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция
в) Если в отрасли была бы свободная конкуренция, чему бы
была равна цена и какой объем производства был бы характерен
для нее?
3.4. Покажите графически и опишите, каким образом поддер­
живается долгосрочное равновесие в:
а) конкурентной отрасли с возрастающими издержками;
б) монопольной отрасли;
в) олигопольной отрасли (дуополия Курно),
г) отрасли с монополистической конкуренцией.
3.5. Организованную преступность с экономической точки зре­
ния можно рассматривать как олигополизированную отрасль по
производству запрещенных товаров и услуг. Основываясь на эко­
номической теории конкурентного поведения, предложите ориги­
нальные методы борьбы с мафией.
Глава 9. Рынок труда.
Распределение доходов
Начиная с этой главы мы приступаем к изучению нового типа
рынков — рынков факторов производства. Спрос и предложение на
этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских
товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как произ­
водный спрос, а предложение ресурсов зависит в конечном счете от
предложения потребительских благ. Для анализа рынков факторов
производства необходимо вспомнить теорию производства, где рас­
сматриваются основы теории спроса на ресурсы (глава 5). Конкре­
тизируем общий подход применительно к рынку труда.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу
фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
MRP L = MR X MP L , (9.1)
где MRP L — предельная доходность труда;
MR — предельный доход;
MP L — предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход ра­
вен цене выпуска: MR=P. Если фирма максимизирует прибыль, то
она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность тру­
да не будет равна заработной плате (MRP L = w), т. е. до тех пор,
пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет
равен издержкам, связанным с его покупкой (т. е. зарплате). Под­
ставив в (9.1) вместо MRP L заработную плату w и вместо MR —
цену Р, получим:
w
w = Р х M P L , MP L = - — > (9.2)
где w — номинальная заработная плата;
Р — цена выпуска,
-^ реальная заработная плата.
Таким образом, условием максимизации прибыли является
равенство предельного продукта труда реальной'заработной плате.
Мы вывели, что
MR х MP L = w. (9.3)
Аналогично можно вывести уравнения для капитала и земли:
MR х МР К = г к , (9.4)
где г к — рентная оценка капитала, и
MR х MP t = r t , (9.5)
где r ( — рентная оценка земли (так как английские слова "труд" —
labour и "земля" — land начинаются с одной и той же буквы L,
используется латинский термин "terra" — земля, и г( означает рент­
ную оценку земли).
Глава 9 Рынок труда. Распределение доходов
280

Разделив w на MP L , получим
w
MR =

Аналогично
MR = — и MR =
—•
МР К MP,
В условиях минимизации издержек предельный доход от всех
факторов должен быть одинаковым.
W Г Г
MR = = —= —•
MP, МР„ MP
Так как фирма находится в положении равновесия, когда
MR = МС, то
w гк г
МС = MR = = —=
MP, МР К MP
Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвя­
занных рынков — рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка
предпринимательских способностей (к этим основным рынкам час­
то добавляют рынок информации). Изучение любых рынков (и рынки
факторов производства не составляют исключения) начинают с ана­
лиза совершенной конкуренции, переходя затем к изучению несо­
вершенной конкуренции.

9.1. Спрос и предложение труда.
Определение среднего уровня заработной платы
г, - Под заработной платой в современной
r c
Заработная плата
г
„ экономической науке понимается цена,
а
в условиях совершенной ^
т-,.,,^,,,^..,.,.,. выплачиваемая за использование тру-
да наемного работника. В зависимости
от метода оценки трудовых затрат используют повременные (поча­
совую, дневную, недельную, месячную), сдельные, аккордные и
другие виды оплаты
Р а з л и ч а ю т номинальную и реальную заработную плату. Но­
минальной заработной платой называют сумму денег, получен­
ную наемным работником, реальной — совокупность товаров и
услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их
покупательной способности. Для большинства населения разви­
тых стран заработная плата представляет основной источник су­
ществования, она составляет, как правило, 2/3 — 3/4 национально­
го дохода.
Рассмотрим сначала общие принципы формирования среднего
уровня заработной платы, а затем перейдем к анализу факторов,
определяющих ее дифференциацию.
281
9 1. Спрос и предложение труда
Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, являет­
ся эффективность использования трудовых ресурсов, измеряемая
прежде всего прямым показателем "производительность труда" (или
обратным "трудоемкость"). В свою очередь, на производительность
труда влияет эффективность использования других производствен­
ных ресурсов — фондоотдача, материалоотдача (табл. 9—1).
С целью упрощения будем считать, что цена факторов производ­
ства отражает их качество (хотя в реальной действительности так
бывает далеко не всегда) Например, качество труда зависит от физи­
ческого здоровья, общего и специального образования, организатор­
ских способностей, производственного опыта и т. д. Есть и такие фак­
торы, которые вообще с трудом поддаются стоимостному измерению
(в частности, нравственные ценности, социально-психологический кли­
мат в коллективе), хотя играют при этом огромную роль
Таблица 9—1
Показатели эффективности производства
Ресурсы Показатели эффективности
(факторы произ­
водства) Обратные
Прямые

Произво- Продукция Трудо- Трудозатраты
Труд дительность- емкость Продукция
труда Трудозатраты

Основные производст­
Фон- Основные фонды
венные фонды (земля, Фондо- Продукция
капитальные ресурсы отдача Основные фонды кость Продукция
долгосрочного исполь­
зования)
Оборотные производ­
ственные фонды (капи­ Мате- Продукция Мате- Основные фонды
тальные ресурсы од­ отдача Оборотные фонды емкость Продукция
норазового использо­
вания)
Статистика свидетельствует, что для долговременного перио­
да характерна высокая степень корреляции между производитель­
ностью труда и реальной заработной платой.
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется
подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники
получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фир­
ме они работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная
величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсо­
лютно эластично Сам уровень зарплаты в условиях совершенной кон­
куренции максимален — рабочий, согласно теории предельной произ­
водительности, получает полный продукт труда: MRC = wc. Поэтому
предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях,
когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпри­
нимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.
Глава 9. Рынок труда. Распределение доходов
282

W
S,. - X(mrpX
о
ч
Я


wc


Совокупные
и
издержки DL = MRP = Е(тгр),
на зарплату
О


Lc L
Ьс L
Количество труда
Количество труда
б) Отраслевой рынок
а) Фирма
Рис. 9—1. Зарплата как равновесная цена труда
в условиях совершенной конкуренции
Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до
тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е.
пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравня­
ется с предельными издержками, т. е. с зарплатой (рис. 9—1, а):
mrp = mrc = wc.
Поскольку зарплата каждого работника равна wc, то совокуп­
ные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют пло­
щади wcElc0. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на
труд (рис. 9—2). Если зарплата вырастет с w0 до w , то количество
нанятых работников сократится с 1 до lj, если зарплата упадет до
w2, то число занятых возрастет до 12. Таким образом, согласно нео­
классической теории, количество занятых обратно пропорциональ­
но уровню средней зарплаты.
W


sL'
\Е,
w,
s,.0
Е.
sL"
Е2


тг

<<

стр. 9
(всего 18)

СОДЕРЖАНИЕ

>>